Доводы в пользу ЕГЭ
1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в ВУЗы.[38][39]
2. ЕГЭ, как утверждается, оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов[40].
3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную[41].
4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
5. ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.[38]
6. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.[38]
7. Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
8. Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
9. ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
10. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
Доводы против ЕГЭ
1. Контрольно-измерительные материалы[42] не привычны для российской системы образования.
2. Выбор одного варианта из нескольких не всегда показывает реальных знаний учащегося, так как часть ответов может быть выбрана случайно. Тестовая форма главным образом показывает качество выученного материала[источник не указан 121 день] и плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.
3. В ЕГЭ по обществознанию[43] содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
4. ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции[37][44].
5. Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
6. Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
7. ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.[38]
8. Большинство учителей средних школ не могут обеспечить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике[источник не указан 121 день], кроме того основная масса действующей учебной литературы по информатике не соответствует требованиям и содержанию ЕГЭ.
9. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
(с) Википедия