Продолжение|...
"Однажды я возвращался домой на машине, — говорит 5-летний Титу, и при этом тонкий голосок деревенского мальчугана густеет, становится по-настоящему мужским. — Подъезжая к дому, я дал гудок, чтобы моя жена Ума открыла ворота. Тут я увидел двух человек, бегущих к машине с пистолетами. Раздались выстрелы, и одна из пуль попала мне в голову". На правом виске у мальчика рубец странной формы...
Это не кадры из фильма ужасов, не детское баловство и не бредовые фантазии умалишенных, а тщательно проверенные и документированные случаи из реальной жизни, которые происходили в Северной Индии. Этот довольно редкий феномен, известный под названием "реинкарнация" или "перевоплощение душ", ставит многочисленные загадки перед учеными.
Специалисты в области парапсихологии из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии, а также из Делийского университета за последние четверть века зарегистрировали около 300 подобных случаев. 45 из них описаны в недавно изданной в Дели книге известной исследовательницы в этой области доктора Сатвант Пасричи "Претензии на реинкарнацию. Эмпирическое изучение случаев в Индии". На протяжении более 10 лет она тщательно проработала десятки проявлений подобного феномена, описала как типичные, так и нетипичные случаи, выявила определенные закономерности.
Вот один из типичных случаев перевоплощения. Манджу Шарма родилась в семье брахманов неподалеку от города Матхура штата Уттар-Прадеш. В возрасте двух лет она начала неожиданно говорить, что родилась в деревне Чаумуха, расположенной в нескольких километрах от ее родного селения, назвала имена своих "бывших" родителей, некоторые детали "прошлой жизни". По ее словам, отец Манджу, владелец табачной лавки, проводил ее в школу и уехал в близлежащую Матхуру. Возвращаясь с занятий, она попыталась зачерпнуть воду из колодца, чтобы окропить ею статую божества Махадева, однако потеряла равновесие и утонула в колодце.
Такой рассказ малышка повторяла множество раз, пока его не услышал один из местных жителей, знакомый с ее "бывшими родителями". Узнав о загадочном поведении девочки, они решили с ней встретиться. Увидев своих "бывших" отца, мать и брата, Манджу бросилась в слезы. Ладали и Хансмукхи Саран — так звали приехавших супругов — пришли к выводу о том, что в памяти двухлетней девочки отражена жизнь их дочери,которая четырьмя годами ранее действительно утонула в колодце. С возрастом Манджу стала все реже вспоминать о своей "прошлой жизни", однако и во взрослые годы у нее осталась боязнь перед колодцем.
По каждому из подобных и сходных случаев Сатвант Пасрича опросила множество родственников детей в их "прошлом" и "нынешнем" рождениях и систематизировала полученные данные. В результате получилась следующая картина: как правило, "эффект перевоплощения" наблюдается у детей в возрасте от двух до семи лет, с годами они почти полностью забывают детали "прошлой жизни". В 82 процентах случаев дети отчетливо вспоминали свое имя в "прошлом рождении", а в 67 процентах — обстоятельства "собственной смерти".
Примечательно, что в половине зарегистрированных случаев реинкарнации люди в своих "предыдущих жизнях" умирали насильственной смертью. Их средний возраст составлял 30 — 40 лет. "Перевоплощение" наступало в среднем через полтора года, хотя его сроки варьировались от одного дня до 11 лет. Как правило, "блуждающие души" вселялись в ребенка, живущего на сравнительно близком расстоянии от места жительства своего "прошлого рождения". В 88 процентах зарегистрированных случаев родственных связей между ними не имелось.
Перед учеными встал естественный вопрос: не преследуются ли здесь корыстные побуждения, стремление вызвать сострадание у "бывших" родителей или других членов семьи и получить в результате материальную выгоду. Одна такая попытка действительно имела место, однако в большинстве случаев возможность мошенничества исключается.
Одним из самых загадочных явлений стало наличие родимых пятен или деформаций кожи у детей в тех местах, куда были нанесены раны при гибели их прошлых воплощений. Так, например, ученые ознакомились с результатами вскрытия тела Суреша Вармы, "душа" которого "вселилась" в 5-летнего Титу. Выяснилось, что пуля убийцы воина в тот висок, где у мальчика находится рубец, отрикошетировала от черепной коробки и вышла над правым ухом. В этом месте у мальчика было найдено большое родимое пятно.
Аналогичное явление отмечалось и у Суниты, которая впала в ужас при виде своей невестки из "прошлой жизни". У нее на груди и на правой руке имеются странные пятна, которые своими очертаниями напоминают ножевые раны. Полицейский отчет об обстоятельствах убийства ее "прошлого рождения" женщины под именем Рам Дулари свидетельствует о том, что раны были нанесены именно в эти места. Совпадение ран и родимых пятен зарегистрировано в 42 процентах исследованных случаев убийств.
Более того, практически у всех детей остается боязнь перед атрибутами, которыми сопровождалась их смерть в "прошлом рождении". Это нож и темнота у Суниты, колодец — у Манджу, пистолет — у Титу и т.д.
Были выявлены и другие проявления реинкарнации, которые никак не совпадают с уже обнаруженными аналогиями. Полной загадкой даже для доктора Пасричи стал случай с 32-летней Уттарой Худдар из штата махараштра. При определенных фазах Луны она начинала говорить на незнакомом ей ранее бенгальском языке. Однажды в такой период пригласили человека, владеющего бенгальским, и он перевел слова Уттары. Она утверждала, что ее имя — Шарада, живет она в Бенгалии, ее муж лекарь. При этом она в точности воссоздавала детали быта Бенгалии начала XIX века, проявляла искренее удивление при виде таких современных вещей, как электровентилятор или выключатель. Она говорила, что ее укусила змея и она потеряла сознание. Этот случай необычен по двум основным причинам. Во-первых, реинкарнация наступила через беспрецедентно долгий срок — приблизительно полтора века. Во-вторых, женщина заговорила на незнакомом ей — это проверено — языке, причем на диалекте, характерном для прошлого столетия.
Пытаясь научно обосновать феномен реинкарнации, доктор Сатвант Пасрича в своих выводах пошла "от противного", исключая те или иные гипотезы. Это не детские фантазии, утверждает она, так как ребенок говорит о реальном человеке, личность и обстоятельства жизни которого достоверно установлены. Рассматривалась также возможность так называемой генетической памяти. Однако эта версия отвергается, как правило, отсутствием даже отдаленных родственных связей между "перерождениями". Доктор Пасрича отклоняет также гипотезу о так называемой "криптомнезии" — дремлющих воспоминаниях о случайных разговорах взрослых, сообщениях радио или телевидения, отложившихся в подсознании ребенка и неожиданно всплывших под влиянием какого-либо психологического импульса.
Не исключалась возможность и таких "аномальных" объяснений "перерождения", как экстрасенсорная связь. Однако против этого говорит тот факт, что лишь в трех случаях у обследованных детей были обнаружены экстрасенсорные способности. А как объяснить появление родимых пятен на месте ран?
С реинкарнацией во многом пересекается уже неоднократно отмеченное психиатрами и парапсихологами другое загадочное явление — "вселение чужого духа" или "одержимость". Однако, по мнению доктора Пасричи, это два разных, хотя и сходных феномена. В случае, когда в человека вселяется чужой дух, он проявляет, как правило, очевидные признаки психической ненормальности, в то время как при реинкарнации такого не наблюдается.
Индийские ученые, а также их коллеги из США продолжают исследования феномена реинкарнации. Пока он не находит надлежащего научного объяснения и укладывается лишь в традиционную индуистскую концепцию о перерерождении. Что ж, может быть, блуждающие, безвременно ушедшие из плоти души ищут и иногда находят себе пристанище?