EvaSims

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » EvaSims » ► Психология и социология » Соционика


Соционика

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Психология, социология.. а как же соционика? Она, конечно, ужасно ненаучна, но это не делает её менее интересной.

"Соционика - наука о 16 психологических типах личности." - не совсем точное, но самое простое определение (взятое с socionic.ru)

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала 8-компонентную модель (модель А) психотипов. Соционика опирается на то, что разные люди по-разному акцентируются на разных аспектах воспринимаемой реальности. Непрерывный процесс отсеивания и использования людьми воспринимаемой информации называется «информационный метаболизм» (ИМ). Использование информации определённым образом — это функции психики, а те части информации, которые этими функциями используются, — это информационные аспекты воспринимаемой реальности.

Краткое описание информационных аспектов:

«чёрная логика» (деловая логика) — устройство технологических процессов, принципы работы механизмов, деловые качества, уровень эффективности и оптимальности, целесообразность. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием организаторские способности, стремление и умение к сбору полной и достоверной информации.

«белая логика» (структурная логика) — причинно-следственные связи между объектами, объективные закономерности, правила и схемы. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием понимание формальных правил, стремление к систематизации информации и деятельности.

«чёрная этика» (этика эмоций) — эмоциональное состояние человека, эмоциональная энергетика, эмоциональная оценка объектов и явлений в объективном смысле. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием умение управлять настроением отдельного человека и эмоциональным фоном людей в группе, выражать чувства и эмоции, стремление и умение создавать имидж.

«белая этика» (этика отношений) — межличностные отношения, субъективные симпатии и антипатии, моральная оценка поступков людей по отношению друг к другу. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием возможность манипуляции отношениями, понимание тонкостей поведения в обществе, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.

«чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — потенциальные качества и возможности объектов, способности людей, варианты. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием многоплановое восприятие мира, стремление к новаторству.

«белая интуиция» (интуиция времени) — тенденции развития событий, пути перехода от одной ситуации к другой, своевременность, связь времён. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к прогнозированию, оценке затрат времени, способности по управлению своим и чужим временем.

«чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — физическая сила и волевые качества людей, влияние их материального положения и веса в обществе, расстановка сил, объективные качества внешнего вида объектов. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к восприятию материальных объектов и окружающего пространства, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.

«белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — гармония форм и положений одних объектов относительно других, ощущения органов чувств, физическое состояние человека. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием стремление к удобству, комфорту и уюту, здоровью, физическим удовольствиям, умение это обеспечить.

Психические функции — это определённые элементы человеческой психики, с помощью которых человек взаимодействует с информационными аспектами окружающего мира. Функции представляют собой способности человека с особым умением разбираться в определённых аспектах. Всего существует 8 психический функций:

    * 1 функция — «базовая» (программная), она определяет доминирующие сферы приложения сил и программу действий носителя социотипа.
    * 2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
    * 3 функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
    * 4 функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов (как это делает фоновая).
    * 5 функция — «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».
    * 6 функция — «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
    * 7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.
    * 8 функция — «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений. (а это всё с википедии)

В зависимости от того, какой "аспект" отвечает за какую функцию,  различают 16 "психотипов".
Вот одно из совсем кратких и лаконичных описаний типов. Оно составлено киевским социоником Гуленко:

Дон Кихот (Дон, Искатель), Интуитивно-логический экстраверт (иррациональный).
1. Хорошо видит далекие перспективы. Большой выдумщик: у него всегда много новых идей и проектов. Интересуется всем подряд в надежде отыскать что-то уникальное. К прошлым достижениям относится пренебрежительно. Занимается тем, что ему интересно, а не тем, что гарантирует реальную отдачу.
2. Много размышляет внутри себя, отыскивая закономерности в явлениях. Довольно рассеян — то и дело теряет мелкие предметы. Его логика другим кажется парадоксальной. Не боится пойти против устоявшегося мнения, если считает его устаревшим. Стремится совершить крупное изобретение или открытие.
3. Уступчив в вопросах быта и повседневных потребностей. Попыткам подчинить себя строгому распорядку оказывает активный отпор. Несмотря на то, что занят поисками альтернатив скучной повседневности в трудных житейских ситуациях проявляет смекалку и расторопность. С ним нельзя разговаривать языком силы.
4. Плохо чувствует насколько близко можно сойтись с человеком. Со всеми старается быть одинаково дружелюбным. Добивается, чтобы собеседник выражал заинтересованное отношение к его информации. В общении доступен и демократичен. Нуждается в периодических эмоциональных встрясках, так как в рутине его настроение падает.

Дюма (Посредник), Сенсорно-этический интроверт (иррациональный).
1. Всегда дружелюбный и приятный в общении. Очень считается со своими удобствами и комфортом других. По отношению к своим близким внимателен и заботлив. В коллективе занимает позицию "золотой середины". Любит красивые вещи и домашнюю обстановку.
2. Эмоционален и внутренне чуток. Стремится развеселить окружающих шутками, намеками, розыгрышами. Умеет договариваться с людьми в неформальной обстановке. В споры и выяснения отношений не вмешивается, так как со всеми хочет быть в мире.
3. Скрывает от людей свои проблемы. Демонстрирует бодрость и оптимизм. Все делает в удобном для себя темпе. Не станет давать обещания, если не уверен в их выполнении. Опасается навязчивых людей, отбирающих время.
4. Продуктивно может работать только для себя и людей, в которых заинтересован. В остальных случаях никогда не перетруждается. Сильных физических нагрузок избегает. Его работоспособность зависит от настроения. Уклоняется от необходимой, но скучной работы.

Гюго (Жизнелюб), Этико-сенсорный экстраверт (рациональный).
1. Эмоционален и общителен. Умеет поднять настроение, развеселить. С удовольствием рассказывает о своих связях, знакомствах. Эмоции меняются резко: то весел и дружелюбен, то вспыльчив и зол. Следит за манерами и корректностью поведения окружающих.
2. Заботлив и гостеприимен. Умеет создать уют из того, что есть под руками. Очень следит за самочувствием и здоровьем себя и своих близких. Любит делать подарки, доставлять людям приятное. Прекрасный организатор отдыха и торжественных мероприятий.
3. С трудом сдерживает свои эмоции. К людям, которые ему не нравятся, относится придирчиво. Очень обижается, если его старания не ценятся. Довольно суетлив и разбросан. Постоянно перегружен делами, от многих из которых можно отказаться.
4. Плохо предчувствует жизненные потрясения и драматические события. Ожидает только положительного результата, поэтому часто подвержен стрессу несбывшихся надежд. Устойчив в привычках и способах времяпрепровождения. Переоценивая запас времени, не успевает выполнить все, что запланировано. За необходимую работу часто берется в последнюю минуту, чем обрекает себя на губительную спешку.

Робеспьер (Роб, Аналитик), Логико-интуитивный интроверт (рациональный).
1. Обладает развитой логикой и способностью к анализу. Умеет четко отделить главное от второстепенного. Структуры, классификации, концепции — его стиль. Объективен и резок в суждениях и принципиальных оценках. Не устраивающие его правила или указания игнорирует.
2. Разобравшись в проблеме, выдвигает принципиально новые решения. Терпим к другим точкам зрения и стилям жизни. Его поведение часто непонятно окружающим, так как многие решения он принимает интуитивно — по догадке. Часто имеет какое-либо увлечение, в котором постоянно совершенствуется. Беседу поддерживает только тогда, когда она касается значимых для него тем.
3. Плохо разбирается в чувствах людей. Упрям и негибок в отношениях. Скрытен, очень не любит непрошеных гостей, не умеет их занять. Осторожен в общении, часто держится на дистанции. Чем больше симпатизирует человеку внутренне, тем меньше демонстрирует свою заинтересованность внешне. Упорно сохраняет ту систему отношений, к которой привык.
4. В быту скромен, согласен довольствоваться минимумом удобств. Повседневные домашние обязанности его угнетают. Несмотря на упрямство плохо развиты пробивные способности. Не умеет подчинять людей. В критических ситуациях довольно нерешителен. От него ничего не добьешься принуждением.

Жуков (Маршал), Сенсорно-логический экстраверт (иррациональный).
1. Решительный и целеустремленный человек. Подчиняет людей своему влиянию. Предпочитает только крупные цели — идет к ним несмотря ни на что. Гибкий тактик, не пренебрегает временными компромиссами. Его настойчивость возрастает пропорционально количеству препятствий, которые нужно преодолеть.
2. Умеет сконцентрировать все свои силы в решающий момент. Логически просчитывает план действий наперед, словно играет партию в шахматы. Стремится давать другим указания, но сам приказного тона не выносит. Дела контролирует по конечному результату. Обычно занимает позицию теневого лидера.
3. Недоверчив, людей проверяет в деле. В первую очередь концентрирует свое внимание на недостатках и слабых местах. Плохо предвидит будущее: останавливается в нерешительности, если события выходят из под контроля и принимают неожиданный оборот. Если нет азарта борьбы, погружается в сомнение и плохое настроение.
4. Ему трудно сдерживать отрицательные эмоции в отношениях с людьми. Его чувства всегда имеют физический оттенок обладания партнером. Не уверен в том, как к нему относятся окружающие. Бывает нетерпим в общении с близкими. В экстремальной ситуации не оставляет места жалости и сочувствию.

Есенин (Лирик), Интуитивно-этический интроверт (иррациональный).
1. Мечтательный романтик и фантазер. Любопытен: неравнодушен ко всему новому, необычному, красивому. Настойчив в просьбах, если им движет сильное желание. Умеет улучить момент, когда можно подойти к человеку. Свободно обращается со своим и чужим временем.
2. Эмоционален и обаятелен. Улыбается, даже когда говорит неприятные вещи. Производит впечатление неожиданными, порой экстравагантными поступками и высказываниями. Обладает тонким чувством юмора. Умеет утешить человека, поднять настроение.
3. Внешний вид — источник его воздействия на людей. Если надо, одевается элегантно, порой даже изысканно. В расслабленном состоянии жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы за ним ухаживали, выслушивали жалобы о плохом самочувствии. Ему трудно отказаться от привычного комфорта.
4. Без твердого руководства неорганизован и несобран. Не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете труда. В обращении с деньгами неэкономичен и капризен: готов потратить последние деньги на покупку "для души". Склонен давать непродуманные обещания. Веселится, чтобы заглушить тревожные предчувствия.

Гамлет (Наставник), Этико-интуитивный экстраверт (рациональный).
1. Обладает глубокой эмоциональностью, тонко чувствует состояние других людей. Романтик в чувствах. Артистичен и возвышен. Легко управляет внешней экспрессией, переходя от драматизма к жизнеутверждению. Настроен исключительно на вежливое общение, без грубости и понуканий.
2. Предупреждает людей о грозящей опасности. Хорошо предчувствуя тревожную ситуацию, готовится к ней заранее — продумывает запасные варианты. Интересуется темами, связанными с загадочными явлениями. Любит уединяться и размышлять о смысле жизни, прошлом и будущем. Все проблемы рассматривает с глобальной точки зрения.
3. Вовлекшись в конкретное дело, забывает о еде и отдыхе. Берется за трудновыполнимые задачи, хотя тяжело переживает любую неудачу. Его цель мобилизовать людей на дело, как же действовать конкретно должны определять другие. Склонен к накоплению и систематизации материалов в интересующей его области. Однако к проработанному возвращается редко.
4. Его терзают сомнения и колебания, касающиеся текущих проблем жизнеобеспечения. Плохо следит за своим здоровьем, с трудом избавляется от вредных привычек. Недоверчив к комплиментам. Одевается либо подчеркнуто демократично, либо совсем просто. В питании склонен к сочетанию продуктов с противоположными вкусами.

Горький (Макс, Максим Горький, Инспектор, Логико-сенсорный интроверт (рациональный).
1. Отличается точностью и конкретностью в деловых отношениях. Подробно прорабатывает детали, тщательно готовит мероприятия. Дело ставит выше настроений. Учитывает законы и инструкции, личные вещи содержит в порядке. На него всегда можно положиться. Стойко переносит жизненные невзгоды.
2. Человек волевой выдержки — усидчив и вынослив. Настойчив и требователен в выполнении поручений, а также их проверке. Опекает растерявшихся, объясняя, как нужно выполнить работу. В оценках трезвый реалист, не терпит бесплодных фантазий. Доказывает свою правоту, приводя многочисленные собранные им факты.
3. В общении со знакомыми и коллегами вежлив и учтив. Умеет произвести впечатление интеллигентного и воспитанного человека. Однако в близких отношениях меняется в сторону большей жестокости. Несмотря на то, что бывает общителен в небольшом кругу, нуждается в уединении. Проявляет склонность к назидательности, проповедуя этические нормы.
4. Что умеет делать сам, того же требует и от остальных. Глубоко погружаясь в детали и цифры, рискует утратить широту обзора. Бескомпромиссен в своих убеждениях. Крах идеалов, которым долго следовал, оборачивается для него личной трагедией. Недоверчив к посторонним людям, о которых нет никаких сведений. Заметив за человеком отрицательное, надолго теряет к нему доверие.

Джек Лондон (Джек, Предприниматель), Логико-интуитивный экстраверт (рациональный).
1. Предприимчивый человек, который умеет загореться делом. Склонен к инновациям подмечает новые теории и разработки и стремится найти им практическое применение. Непоседлив, часто увлекается походами, туризмом, альпинизмом, бегом и т.п. Смело экспериментирует, опровергая обыденные представления. Всегда знает к чему идет и объясняет цель окружающим.
2. Не боится идти на риск, полагаясь на свою интуицию. Ему приходят в голову самые необычные идеи, наделен богатым воображением. Хороший изобретатель и игротехник. Всегда работает на опережение, так как знает, что завтра будет поздно. Любит природу, наделяя ее особым смыслом. Отличается познавательными интересами в самых разных областях.
3. Оптимист, обладает хорошим чувством юмора. Его шутки, однако, не всегда уместны. Испытывает проблемы в надежности человеческих отношений. Из-за неразборчивости в контактах его могут втянуть в авантюру. Беспокоен: много говорит, не обращая внимания на дефицит времени.
4. Его мало волнует внешний вид, лишь бы дело от этого не страдало. Не придает особенного значения порядку, комфорту вокруг себя. Природа его обычно наделяет выносливостью и здоровьем, которое он стремится поддерживать народной медициной и другими нетрадиционными методами. Не терпит праздного времяпрепровождения, из-за чего не расслабляется даже на отдыхе.

Драйзер (Хранитель), Этико-сенсорный интроверт (рациональный).
1. Принципиален и выдержан. Хорошо чувствует недоброжелателей, резко деля людей на своих и чужих. Дает моральную оценку поступкам человека, когда общается в своем кругу. Поддерживает порядок и чистоту на своей территории. Не признает дружбы и любви без взаимности.
2. Принимая решение, внутренне взвешивает тяжесть проступка. Активно защищает от нападок себя и своих близких. Если решил отомстить, то умеет найти самое больное место у противника. Не позволяет застать себя врасплох. Практичен в повседневных делах — пускает в ход все, что находится на его территории.
3. Внешне стремится выглядеть уравновешенным и безэмоциональным. Болезненно реагирует на обвинения в несправедливости и необъективности. Нуждается в физической дистанции, поэтому не любит долго оставаться наедине с одним человеком. Посторонние в доме его раздражают. С трудом меняет привычный уклад жизни.
4. Не любит ситуаций неопределенности, когда нельзя утвердительно сказать да или нет. Не станет ждать, если обещания не подкреплены делами. Чем ближе ожидаемое событие, тем быстрее нарастает у него волнение. Живет сегодняшними проблемами, никогда не загадывает вперед. Испытывает неуверенность, когда берется за незнакомое ему дело.

Hаполеон (Цезарь, Политик), Сенсорно-этический экстраверт (иррациональный).
1. Уверен в себе, часто имеет лидерские наклонности. Предприимчив и активен, стремится к практической деятельности в сфере коммуникаций. Проблемы предпочитает решать сразу, иначе может остыть в силу своего изменчивого характера. Большое внимание уделяет престижному внешнему виду. Много рассуждает на темы политики и руководства.
2. Стремится к новым впечатлениям. Любит быть в центре внимания, вызывать восхищение. Умеет завязывать полезные знакомства и пользоваться ими. Мастер политического лавирования контактов между противоположными сторонами. Мирится с людьми так же легко, как и ссорится с ними.
3. Подает себя как перспективного, обладающего большими возможностями, человека. Легко делает комплименты. Говорит то, что от него хотят услышать. Подчеркивает свою оригинальность, неповторимость. В минуты расслабленности любит погрустить, пожаловаться, что его не понимают. Если начитан, приводит различные цитаты и фактические данные, подчеркивая свою эрудицию.
4. Плохо отделяет то, что нужно сделать в первую очередь от того, что можно отложить на потом. Уходит от объяснения причин своих поступков. Часто высказывается не по теме. Строгий порядок навести не может. Бурно протестует, когда его пытаются подчинить каким-либо твердым правилам. Предпочитает договариваться с людьми, а не читать инструкции.

Бальзак (Критик), Интуитивно-логический интроверт (иррациональный).
1. Хорошо подмечает противоречия и упущения в делах и словах. Скептически оценивает перспективы поспешных начинаний. Может точно дать характеристику человеку, предсказать его основные реакции. Ироничен. Терпеливо подводит человека к необходимому шагу, готовя его заранее.
2. Берется только за те дела, которые гарантируют надежную прибыль. Бережлив в обращении с деньгами. Работу делает четко, не торопясь, вникая в детали. Все просчитывает в уме, стремясь контролировать процесс. Умеет с выгодой использовать накопленную информацию.
3. Предусмотрителен в вопросах комфорта и здоровья. Не приемлет авральные методы и голый энтузиазм. В быту окружает себя большим количеством привычных предметов. Нередко бывает гурманом. Выполняет нормы гигиены, старается соблюдать чистоту.
4. Любит поспорить на самые разные темы. Горячась, портит настроение себе и окружающим. Плохо управляет своими эмоциями: его состояние колеблется от меланхолической депрессии до вспышек недовольства. Его проблема — обретение внутреннего равновесия. Очень не любит, когда его выводят из состояния спокойствия и расслабленности.

Штирлиц (Холмс, Администратор), Логико-сенсорный экстраверт (рациональный).
1. Напорист и работоспособен. Большой труженик, не может сидеть без дела. Борется против хаоса и беспорядка, где бы ни находился. У него сильно развито чувство ответственности. Словам всегда предпочитает дела. Не терпит хитрости и коварства, свое мнение высказывает прямо.
2. Превыше всего ценит добротность и качество. Всегда приходит на помощь, когда людям угрожает физическая опасность. Действует в такой ситуации смело и решительно. Очень заботлив, обеспечивает своим близким материальный достаток. Если отдыхает, то так же основательно, как и работает.
3. В деловых отношениях сух и официален, но в неформальной обстановке стремится проявить радушие и юмор. Однако ему недостает дипломатичности в отношениях — может разнервничаться, вспылить. Упрямый спорщик очень горячится, когда доказывает свою правоту. Комплиментов делать не умеет.
4. Застревая в деталях работы, может не укладываться в срок, что очень болезненно переживает. Не готов к неожиданностям. Не станет болтать по пустякам, хотя ему трудно прервать телефонный разговор. Очень не любит, когда его отвлекают от работы. Консервативный сторонник традиций, с трудом воспринимает новые веяния и моды.

Достоевский (Ватсон, Гуманист), Этико-интуитивный интроверт (рациональный).
1. Главная его черта — гуманизм и сочувствие к людям. Со всеми поддерживает ровные, доброжелательные отношения. Миротворец: умеет примирить враждебные стороны, но при этом оставаться объективным. Выслушивая людей, снимает их эмоциональное напряжение. Не копит в себе зла, прощает своих обидчиков и недоброжелателей.
2. Готов прийти на помощь людям, обратившихся к нему за поддержкой. Отрицательно относится к насилию, противопоставляя ему спокойное упрямство и выдержку. Хотя терпим и уступчив, но измены и несправедливости не прощает. Хорошо замечает альтернативы и упущения в новых начинаниях. Вскрывает человеческие пороки, но облекает это в тактичную форму.
3. Демонстрирует трудолюбие, пунктуальность и дисциплинированность. Предпочитает спокойный, размеренный ритм жизни. Добросовестен, хотя и медлителен в выполнении конкретной работы. Для ее выполнения нуждается в подробных инструкциях. Не любит толпы, громких комплиментов.
4. Довольно неуверен в себе, малоинициативен. Однако способен заставить себя сделать больше, если от него этого ждут. Впечатлителен и раним, тяжело переносит грубость. Не может давить на людей, проявлять агрессивность, хотя резко ответит на попытки диктата. Самое сильное из его наказаний — полное игнорирование человека. Его добротой могут злоупотребить, так как ему трудно отказать.

Гексли (Советчик), Интуитивно-этический экстраверт (иррациональный).
1. Проницателен: хорошо видит мотивы, которые движут людьми. Тянется к способным и неординарным личностям. Умеет ободрить человека, вселить надежду. Советует, как найти выход из сложных жизненных ситуаций.
2. Альтруистичен: для людей, которым симпатизирует, может сделать больше, чем от него ждут. Легок и доброжелателен в общении. Своей искренностью и теплотой располагает к доверию. Обижается, если не получает эмоционального отклика. Стремится руководить чувствами окружающих.
3. В экстремальных ситуациях активизируется. Дает отпор необоснованным нападкам. Ему не хватает воли, чтобы заставит себя выполнить то, что объективно необходимо. Плохо соизмеряет желаемое с реальным положением дел. Проявив инициативу, стремится найти людей, которые обеспечат внедрение его идей без его участия.
4. Очень устает от рутины, поэтому часто меняет свои увлечения. Ему не дается кропотливая работа: плохо отслеживает детали, цифры, параграфы. С трудом соблюдает временной график, часто опаздывает. Не подчиняется строгой дисциплине. Не уважает формальную субординацию.

Габен (Мастер), Сенсорно-логический интроверт (иррациональный).
1. Ценит комфорт и добротные вещи. Удобство одежды предпочитает показной красоте. Хорошо работает руками. Остро реагирует на посторонние прикосновения и неприятные запахи. Любит спокойное общение с природой. Заботлив в отношении родных и близких.
2. Расчетлив и экономичен. Изобретателен в быту и на работе, которая ему по душе. Скептичен к лозунгам и призывам, полагается только на здравый смысл. В том, что считает правильным, упрям и бескомпромиссен. Хотя и недоверчив к новым идеям, но проверив их на практике, умеет извлечь из них максимум пользы.
3. Самолюбив и независим. Нуждается в тонком обращении, похвалах и внимании. Из-за склонности к скепсису плохо видит перспективы дел в будущем. Его волнуют вопросы своевременного выбора жизненного пути. Чувствует себя зависимым от превратностей судьбы.
4. Впечатлителен, плохо контролирует свои эмоции во время споров. Не умеет проявлять свои чувства на людях. Жизненные тяготы делают его склонным к "черному" юмору. Временами его охватывают пессимизм и апатия. Вместо того, чтобы ободрить человека, сам попадает под его отрицательное состояние.

0

2

Интертипные отношения — разрабатывавшаяся в соционике теория об отношениях между представителями социотипов, обусловленных отличиями этих социотипов. Существуют 14 видов интертипных отношений между представителями 16 социотипов. Их назвали так:

    * тождественные (между преставителями одного и того же типа)
В тождественных отношениях партнеры аналогичным образом воспринимают и осмысливают информацию, имеют одинаковые сильные и слабые стороны, общие ценности, нередко — общие интересы. С точки зрения модели А все соционические функции партнеров совпадают, что обеспечивает отличное взаимопонимание (совпадение сильных функций), но помочь другу в решении жизненных проблем партнёры не могут (совпадение слабых функций). В тождественных отношениях происходит быстрый и эффективный обмен информацией, поэтому тождественные отношения считаются наиболее благоприятными для обучения.
    * дуальные (Дон Кихот - Дюма, Гюго - Робеспьер, Жуков - Есенин, Гамлет - Максим Горький, Наполеон - Бальзак, Джек Лондон - Драйзер, Гексли - Габен, Штирлиц - Достоевский )
В дуальных отношениях партнеры дополняют друг друга, общение обычно легкое и непринужденное, а совместная работа — приятная, хотя при налаживании отношений возможна довольно болезненная «притирка». Все сферы деятельности так или иначе оказываются в зоне сильных функций одного из партнеров, при этом они имеют общие ценности (ценностные функции) и одинаковый жизненный ритм — оба рационалы или иррационалы.
С точки зрения модели А программная (базовая) функция подаёт информацию на суггестивную (внушаемую) функцию дуала, благодаря чему партнёр получает требуемую по этому аспекту осознанную поддержку, с разъяснением всех непонятных моментов. Творческая функция приходится на активационную, тем самым активизируя и подбадривая партнёра своей деятельностью по этому аспекту. Наблюдательная функция контролирует деятельность ролевой. А демонстративная (фоновая) прикрывает болевую функцию дуала, выполняя за неё всю необходимую работу без лишних разъяснений, без акцентирования внимания.
Дуальные отношения считаются одними из самых благоприятных (в первую очередь — для серьезных отношений и длительной совместной жизни).
    * зеркальные (Дон Кихот - Робеспьер, Дюма - Гюго, Жуков - Максим Горький, Есенин - Гамлет, Наполеон - Драйзер, Бальзак - Джек Лондон, Габен - Штирлиц, Гексли - Достоевский )
Зеркальные отношения интересны для общения и совместной деятельности, у партнеров имеются общие ценности и нередко — интересы, возможна конструктивная критика. Сильные и слабые стороны во многом совпадают.
С точки зрения модели А программная функция пересекается с творческой функцией «зеркальщика», в результате чего тот аспект, который для одного партнёра считается наивысшей ценностью, для другого ценнен лишь как средство достижения результата, что может приводить к некоторым разногласиям во взглядах на жизнь. Как правило, споры на эти темы проходят весьма конструктивно и неконфликтно - партнёры хорошо разбираются в обоих аспектах и с пониманием относятся к позиции друг друга в споре. Ролевая функция приходится на болевую, а суггестивная на активационную, поэтому в этих отношениях партнёры не получают друг от друга достаточно сильной поддержки по аспектам своих слабых функций. Наблюдательная функция приходится на демонстративную, в результате чего слова одного партнёра как бы отражаются в действиях другого, и наоборот. Но при этом партнёры не прислушиваются к словам и критике друг друга, так как работают в режиме демонстративной функции неосознанно.
    * активации (Дон Кихот - Гюго, Дюма - Робеспьер, Жуков - Гамлет, Есенин - Максим Горький, Бальзак - Драйзер, Наполеон - Джек Лондон, Гексли - Штирлиц, Габен - Достоевский )
Отношения активации легкие и приятные, завязываются быстро и легко. Любая сфера деятельности оказывается в зоне сильных функций одного из партнеров, однако они имеют разный жизненный ритм (рационал и иррационал), к тому же оба экстраверты или интроверты, при длительном общении склонны уставать друг от друга. С точки зрения модели А программная функция активатора подает информацию на активационную функцию, творческая — на суггестивную, наблюдательная функция контролирует деятельность болевой, а демонстративная — деятельность ролевой функции, при этом удары с ограничительной по болевой могут быть довольно болезненными. Отношения хорошо подходят для отдыха и приятного времяпрепровождения.
    * родственные (Дон Кихот - Гексли, Бальзак - Есенин, Наполеон - Жуков, Дюма - Габен, Штирлиц - Джек Лондон, Драйзер - Достоевский, Гамлет - Гюго, Робеспьер - Максим Горький )
Сложные отношения со сходными жизненными установками и противоположными программами их реализации. С точки зрения модели А программные, ролевые, суггестивные и наблюдательные функции партнеров совпадают, творческая функция одного партнера попадает на болевую (что раздражает и может приводить к конфликтам), демонстративная — на активационную. Отношения неблагоприятны для семейной жизни.
    * полудуальные (Дон Кихот - Габен, Гексли - Дюма, Жуков - Бальзак, Наполеон - Есенин, Джек Лондон - Достоевский, Штирлиц - Драйзер, Гамлет - Робеспьер, Гюго - Максим Горький )
Отношения неполного дополнения. Взаимный интерес в общении, однако при попытках сближения возможны серьезные проблемы. С точки зрения модели А программная функция одного партнера приходится на суггестивную функцию другого (что вызывает взаимный интерес), творческая функция одного партнера пересекается с демонстративной функцией другого партнера, ролевая функция — с наблюдательной, а болевая — с активационной (что вызывает некоторую неудовлетворенность партнером).
    * деловые (Дон Кихот - Жуков, Гексли - Наполеон, Бальзак - Габен, Есенин - Дюма, Джек Лондон - Гамлет, Штирлиц - Гюго, Робеспьер - Достоевский, Драйзер - Максим Горький )
Отношения делового равноправия с элементами соперничества и конкуренции при разных целях партнеров. С точки зрения модели А программная функция одного партнера приходится на ролевую функцию другого (отсюда конкуренция и борьба за лидерство в отношениях), наблюдательная — на суггестивную, а творческие, болевые, активационные и демонстративные функции совпадают (общие интересы и сотрудничество обычно лежат в зоне творческих функций партнеров).
    * миражные (Дон Кихот - Есенин, Гексли - Бальзак, Жуков - Дюма, Наполеон - Габен, Джек Лондон - Максим Горький, Штирлиц - Робеспьер, Гамлет - Драйзер, Гюго - Достоевский )
Отношения достаточно комфортные и приятные, но не во всем удовлетворяющие потребности партнеров, способствуют расслаблению и отдыху. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на наблюдательную функцию другого (отсюда возможны размолвки), творческая функция — на активационную (что придает теплоту отношениям), ролевая функция - на суггестивную (что порождает неудовлетворенность), демонстративная функция прикрывает болевую партнера. Отношения достаточно благоприятные для семейной жизни, но малоэффективные для совместной деятельности.
    * погашения (Дон Кихот - Бальзак, Гексли - Есенин, Наполеон - Дюма, Жуков - Габен, Штирлиц - Максим Горький, Джек Лондон - Робеспьер, Гюго - Драйзер, Гамлет - Достоевский )
Отношения полной противоположности (погашения) — партнеры имеют похожие слабые и сильные стороны, однако в общении и совместной деятельности происходит обоюдное погашение, один партнер как бы препятствует деятельности другого. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на наблюдательную, а творческая — на демонстративную (что в совокупности и дает эффект погашения), ролевая — на суггестивную, болевая — на активационную.
    * суперэго (Дон Кихот - Наполеон, Гексли - Жуков, Бальзак - Дюма, Есенин - Габен, Джек Лондон - Гюго, Штирлиц - Гамлет, Достоевский - Максим Горький, Драйзер - Робеспьер )
Отношения взаимного уважения и симпатии, которые, однако, при переходе на близкую психологическую дистанцию могут привести к конфликтам и непониманию. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на ролевую функцию другого (из-за чего возникает эффект восхищения), а творческая — на болевую (что раздражает и может приводить к конфликтам), наблюдательная — на суггестивную, а демонстрационная — на активационную. Отношения плохо подходят для совместной жизни и семейных отношений.
    * квазитождественные (Дон Кихот - Джек Лондон, Гексли - Гамлет, Бальзак - Робеспьер, Жуков - Штирлиц, Есенин - Достоевский, Наполеон - Гюго, Дюма - Драйзер, Габен - Максим Горький )
Отношения мирного сосуществования при совпадении сильных и слабых сторон и несовпадении ценностей и интересов. С точки зрения модели А программная функция одного квазитождика соответствует демонстративной функции другого, творческая — наблюдательной, ролевая — активационной, болевая — суггестивной.
    * конфликтные (Дон Кихот - Драйзер, Гексли - Максим Горький, Бальзак - Гюго, Есенин - Штирлиц, Наполеон - Робеспьер, Жуков - Достоевский, Габен - Гамлет, Дюма - Джек Лондон )
Отношения вялотекущего, подспудно назревающего конфликта, для таких отношений характерны постоянные и нередко безрезультатные попытки достичь взаимопонимания, нарастающее внутреннее напряжение.
С точки зрения модели А программная функция одного партнёра попадает на болевую другого партнёра, а творческая — на ролевую (конфликтёр не намеренно, но постоянно указывает на слабые места партнёра и переутомляет его своей активностью по тем аспектам, которые плохо и болезненно воспринимаются партнёром). Наблюдательная функция приходится на активационную, тем самым гасит активность партнёра и раздражает излишней критикой. Демонстрационная функция приходится на суггестивную, по которой требуется осознанная поддержка, а действия демонстрационной функции неосознанны, в результате партнёр чувствует себя непонятым и неудовлетворённым.
Отношения крайне неблагоприятны для совместной жизни и семейных отношений, однако могут быть полезны в работе при условии параллельной, а не совместной работы, так каждый из партнёров силён в своей области.
    * заказа (Дон Кихот - Гамлет , Гамлет - Наполеон, Наполеон - Штирлиц, Штирлиц - Дон Кихот, Дюма - Максим Горький, Максим Горький - Бальзак, Бальзак - Достоевский, Достоевский - Дюма, Робеспьер -  Габен, Габен - Драйзер, Драйзер - Есенин, Есенин - Робеспьер, Гюго - Гексли, Гексли -  Джек Лондон, Джек Лондон - Жуков, Жуков - Гюго )
Асимметричные отношения, в которых заказчик обычно имеет больше влияния на подзаказного, чем подзаказный на заказчика. В таких отношениях заказчик может несколько недооценивать партнера, а подзаказный — стараться либо угодить партнеру, либо сопротивляться его влиянию.
С точки зрения модели А программная функция заказчика (его главные ценности и цели) приходится на демонстративную функцию подзаказного (сильная, но неосознанная продуктивная функция), поэтому заказчик видит в подзаказном того, кто мог бы реализовать его цели. Но подзаказный не может правильно понять цели и мысли заказчика, так как не умеет осознанно воспринимать этот аспект информации. Зато подзаказный хорошо впитывает ту информацию, которая исходит от творческой функции заказчика, так как она приходится на суггестивную (внушаемую) функцию подзаказного. Желая угодить заказчику, подзаказный задействует свою творческую функцию, а на эту функцию подзаказного приходится наблюдательная функция заказчика. В результате этого заказчик крайне критично относится к действиям подзаказного, что вызывает у подзаказного обиду, а у заказчика недоумение.
Программная функция подзаказного приходится на активационную заказчика, что позволяет подзаказному сопротивляться влиянию и гнуть свою линию, а порой обидившийся подзаказный может задеть заказчика критическим замечанием со стороны своей наблюдательной функции, которая приходится на болевую функцию заказчика.
В остальном партнёры взаимодействуют по слабым и неосознаваемым функциям (демонстративная функция заказчика приходится на ролевую подзаказного, ролевая — на активационную, суггестивная — на болевую), что в совокупности даёт эффект недопонимания и неудовлетворённости партнёром.
    * ревизии (Дон Кихот - Максим Горький, Дюма - Гамлет, Гюго - Габен, Робеспьер - Гексли, Гамлет - Бальзак, Максим Горький - Наполеон, Наполеон - Достоевский, Бальзак - Штирлиц, Штирлиц - Дюма, Достоевский - Дон Кихот, Гексли - Драйзер, Габен - Бальзак)
Асимметричные отношения, в которых ревизор постоянно, хотя и непреднамеренно, указывает подревизному на его слабое место, иногда пытаясь его «перевоспитывать». С точки зрения модели А программная функция ревизора попадает на болевую функцию подревизного (причина дискомфорта для подревизного), а наблюдательная — на активационную (ревизор постоянно критикует личную инициативу подревизного, неосознанно гася извне его активность). При этом творческая функция ревизора приходится на программную подревизного — в результате этого подревизный ощущает свою слабость перед ревизором и не может ему что-то противопоставить, так как ревизор оказывается тоже силён в базовом аспекте подревизного. Критика действий ревизора со стороны наблюдательной функции подревизного оставляется ревизором без внимания, так как попадает на демонстративную функцию ревизора, а он работает в режиме этой функции неосознанно и игнорирует чужие мнения по этому аспекту.
Ревизор, в свою очередь, не испытывает неприятного давления со стороны подревизного (на болевую функцию ревизора попадает ролевая подревизного, а на активационную — суггестивная). Но и удовлетворения от отношений тоже не испытывает, так как не получает необходимой осознанной поддержки по суггестивной функции (на неё приходится неосознанная демонстративная) и контроля своих действий по ролевой функции (на неё попадает творческая функция подревизного).
Отношения неблагоприятны для совместной жизни и семейных отношений (в чем-то даже опаснее конфликтных, которые опасны обоюдно и заставляют партнеров поддерживать дистанцию). Однако нормальный режим существования возможен, если партнеры сознательно не будут задевать друг другу точки наименьшего сопротивления (болевые функции).
(источники те же)

Отредактировано Varra2 (2011-06-28 17:49:45)

0


Вы здесь » EvaSims » ► Психология и социология » Соционика