https://sadik-spb.ru/__scale/uploads/s/o/f/g/ofg7nvjeq65v/img/autocrop/428d8345324c305125865f5bf37807a5.jpg?quality=75&width=390&webp=1

Меня зовут Алексей, мне 30 лет, я живу в Санкт-Петербурге, в городе, где детство словно вплетается в каждый уголок улиц и парков. Я вырос в многодетной семье, так что с детства окружён детьми — сначала своими братьями и сёстрами, а потом и племянниками. С недавних пор у меня появились собственные малыши, и, погружаясь в их мир, я все больше задумываюсь о том, как важны сказки для воспитания и развития детей. Особенно интересуюсь сказкотерапией и тем, какие сказки лучше рассказывать дошкольникам. Об этом и хочу поговорить.

Что такое сказкотерапия?

Для меня сказки всегда были чем-то большим, чем просто развлечение на ночь. Сказкотерапия — это метод, который помогает детям и взрослым разобраться с внутренними переживаниями, страхами и тревогами через сказочные истории. Психологи утверждают, что дети лучше воспринимают сложные вещи через образы, а не через прямые наставления. Это как своеобразный "мост" между миром взрослых и детской реальностью. Ведь что может быть лучше, чем объяснить ребёнку что-то важное, не пугая его, а показывая через образы волшебных героев?

На собственном опыте могу сказать: когда у меня были трудности с племянниками, иногда не помогали ни слова, ни объяснения. Но стоило рассказать им сказку о смелом зайчике, который преодолевает страхи, как ребёнок успокаивался и находил в себе силы справляться с проблемами. Сейчас я понимаю, что это и была сказкотерапия, хотя тогда ещё не знал этого термина.

Какие сказки рассказывать детям?

Когда я начал рассказывать сказки своим детям, понял, что выбор истории — это не просто дело случая. Сказка должна соответствовать возрасту, опыту и интересам ребёнка. Для дошкольников особенно важны простые, но при этом глубокие истории, которые помогают им разобраться с эмоциями и учат дружбе, доброте, смелости.

Это интересно: сказкатерапия для детей

Например, у моего сына недавно появился страх темноты. Вместо того чтобы просто успокаивать его словами, я рассказал ему сказку о храбром маленьком медвежонке, который боялся ночи, но смог преодолеть страх, когда понял, что тёмные углы комнаты — это просто тени от его любимых игрушек. После этой истории он стал засыпать с большим спокойствием. Это пример того, как сказки помогают справляться с детскими страхами.

Какой должна быть сказка для дошкольников?

Сказки для малышей должны быть понятными, но не слишком простыми. Важно, чтобы в них был элемент волшебства, который привлечёт внимание ребёнка и позволит ему погрузиться в сюжет. Но также важно, чтобы в сказке была мораль, на которой ребёнок может учиться. Например, в сказке должно быть понятное разделение добра и зла, где добро всегда побеждает, а герои учатся важным вещам, таким как честность, дружба и ответственность.

Ещё один момент — это ритм сказки. Малыши быстро устают от длинных и скучных рассказов, поэтому важно, чтобы история была достаточно короткой, но при этом увлекательной. Я сам не раз замечал: когда сказка начинает тянуться, дети теряют интерес и начинают отвлекаться. Поэтому я стараюсь выбирать или придумывать такие сказки, где действие развивается быстро, а герои сталкиваются с понятными для ребёнка проблемами.

Какие сказки подбирать для детей?

Когда у меня ещё не было собственных детей, я больше полагался на классику — «Колобок», «Теремок», «Три медведя». Но, став отцом, понял, что современные дети нуждаются в немного иных историях. Важно учитывать интересы ребёнка, его опыт и даже особенности характера. Например, если ребёнок активный и любознательный, ему подойдут истории о приключениях и путешествиях, которые стимулируют его фантазию. Если же малыш стеснительный или тревожный, лучше подобрать сказки, которые помогут ему справляться с внутренними страхами.

Также важно учитывать культурные особенности. В нашей семье, например, всегда были популярны русские народные сказки, которые я помню с детства. Они наполнены добротой, мудростью и тем самым волшебством, которое нужно детям. Но наряду с ними я стал открывать для своих детей современные авторские сказки, где нет чёткой морали, а герои — это те же дети, со своими обычными проблемами, которые учатся жить в сложном мире.

И, конечно, я не могу не упомянуть детский сад, куда ходит мой старший сын. «Мими Дом» — это место, где комплексный подход к развитию детей действительно вдохновляет. Одним из важных аспектов их программы является то, что воспитатели не просто читают детям сказки, а устраивают настоящие театральные постановки. Когда я увидел, как мой сын играет в сказке «Репка», как он с гордостью тянет за внучку, а затем рассказывает мне дома, как важно помогать друг другу, я понял: сказка стала для него не просто историей, а опытом, который он прожил.

Помимо театра, в садике проводят кулинарные мастер-классы, где дети учатся через игру и творчество. Я заметил, как после таких занятий сын стал более самостоятельным и заинтересованным в разных делах. Так что я думаю, что не только дома, но и в детском саду сказки и творческое развитие играют огромную роль.

Заключение

Сказкотерапия — это не просто метод воспитания, это возможность подарить ребёнку понимание мира через волшебные истории. Важно не только выбирать правильные сказки, но и быть готовым адаптировать их под конкретные нужды ребёнка. Я вижу, как сказки помогают моим детям становиться смелее, добрее и увереннее в себе. И если раньше я думал, что сказки — это просто развлечение, то теперь понимаю, что они — мощный инструмент воспитания и развития ребёнка.